Права ребенка

Девочки-ромы – между школой и ранним браком

Foto: CIJM

Стереотипы и бедность перекрывают им путь в школу. Речь идет о девочках из этноса рома, многие из которых выходят замуж еще в подростковом возрасте и уже даже не мечтают о получении образования. Большинство даже девятый класс не заканчивают, поскольку их заставляют сидеть дома и ухаживать за младшими братьями-сестрами или же заниматься работой по хозяйству. У властей нет четкого решения для этой проблемы, а специалисты, занимающиеся насущными нуждами ромов – общественные медиаторы, постепенно исчезают из многих сообществ из-за стесненной финансовой ситуации примэрий.

«Такова традиция у нас, ромов...»

В селе Окюл-Алб района Дрокия живут около 300-350 ромов, в том числе 80 детей. Однако, только 12 детей ромов учатся в школе, а количество девочек-школьниц приближается к нулю, рассказывает местный общественный посредник Евгения Неницэ.

Евгения вышла замуж в 17-летнем возрасте. «Такова традиция у нас, ромов. Девочки вступают в брак рано, подчас даже не закончив девятый класс», - говорит женщина. У общественного посредника две внучки, которые также не ходят в школу, хотя и хотели бы учиться. Эти две девочки-подростки проучились в школе 2-3 года, а потом лишились возможности посещать школу, поскольку уехали с родителями за рубеж.

«Мы хотим, чтобы они учились, получили образование. И они хотят в школу, но стесняются, поскольку они старше тех, с кем бы им пришлось учиться в одном классе, и им не хочется сидеть за одной партой с малышами», - рассказывает женщина. По ее мнению, эту проблему можно было бы решить при помощи специального педагога, который занимался с бы этими детьми, помогал им реинтегрироваться в коллектив учащихся и нагнать их в учебе, усвоить  пропущенный материал.

Но у властей нет денег даже на зарплату общественного медиатора. Евгения Неницэ работает в этой должности почти два года, и все это время безо всякого финансового вознаграждения. По какой причине? У примэрии нет денег.

Охват девочек школьным обучением – проблема сообществ ромов

В другом селе района Дрокия, Грибова, насчитывается около 150 жителей ромской национальности. Наталья Рэдицэ выполняет обязанности общественного посредника более десяти лет, из которых только в последние два года получает от примэрии зарплату, причем более чем скромную.

Ромы села Грибова обращаются к ней за помощью каждый раз, когда сталкиваются с какой-либо проблемой. К ее помощи прибегают также примэрия, полиция, социальный ассистент и другие местные служащие, когда им нужно решить какой-нибудь вопрос, касающийся ромов.

Женщина говорит, что охват девочек школьным обучением – одна из самых больших проблем сообщества: «Это болезненный вопрос, в том числе для меня как матери и человека национальности рома, как общественного посредника. Детей ромов, особенно девочек, очень трудно охватить школьным обучением.  По разным причинам. Одна из причин в том, что нередко в семьях ромов дети не имеют одежды и обуви, в которой могли бы ходить в школу, не на что купить школьные принадлежности. Да и менталитет обескураживающий», - утверждает специалист.

Несмотря на то, что на данный момент в школу зачислены все дети села, есть множество случаев хронического непосещения занятий. «Многие отправляются на работу вместе с родителями, особенно осенью и весной. Поденной работой занимаются даже пятиклассники. А когда говоришь матери, как важно, чтобы ребенок учился в школе, она отвечает, что берет его с собой на работу и вместе они зарабатывают 300 леев в день, чтобы прокормить остальных детей в семье. Чаще всего мне нечего ответить на подобные аргументы», - признается общественный медиатор.

Намного серьезнее обстоят дела в отношении девочек, которые учатся в школе только до четвертого класса: «Девочки выходят замуж в 15-16 лет.  Случаются даже и более ранние браки, когда, например, девочке исполнилось 14 лет через 2 недели после свадьбы. Начиная с гимназического цикла, многие девочки перестают посещать школу.  Они должны учиться готовить еду, выполнять работу по хозяйству, ухаживать за младшими братьями-сестрами, их заставляют брать на себя обязанности взрослых членов семьи. Мы добиваемся, чтобы они заканчивали хотя бы девять классов».

«Я хотела учиться, но не имела возможности»

Другая женщина, Силвия Ферару, является посредником в селе Кэрпинень района Хынчешть, в котором проживают не менее 220 ромов. С учреждением должности общественного медиатора случаи непосещения школы в этом населенном пункте отошли в историю. Тем не менее, и здесь девочки, которым удается продолжить учебу, составляют меньшинство.

«В большинстве случаев мальчики этноса рома продолжают учебу после окончания гимназии. Следуя традиции и сложившемуся стереотипу, родители не пускают девочек учиться дальше родного населенного пункта. Считается, что если она уедет на учебу и останется без надзора, по возвращении у нее будет меньше шансов выйти замуж, ибо ром не возьмет в жены девушку, о которой идет дурная молва», - говорит Силвия Ферару.

Каждый случай окончания лицея ребенком из этноса рома Силвия Ферару считает победой: «Один мальчик окончил лицей, по моему настоянию. Он хотел бросить учебу после 10 класса, но остался. Была и девочка-девятиклассница, но мне не удалось убедить родителей».

Сейчас в лицее  села Кэрпинень учатся три девочки ромской национальности, а Силвия надеется, что они окончат лицей и продолжат образование.

«Очень трудно убедить их, но сейчас ситуация не такая, как прежде. Некоторые поняли, как важна интеграция, и прилагают усилия к интеграции в общество. Другие считают себя дискриминируемыми и самоизолируются. Если в одном классе или в одной детсадовской группе есть два ребенка ромской национальности, то их непременно размещают вместе – сидеть за одной партой, ходить в паре, за ручку», - утверждает общественный медиатор.  

Силвия окончила девятый класс и не пошла учиться дальше, так как «в былые времена сообщество ромов не считало образование чем-то важным, дескать, каким образованными они бы ни были, куда бы ни пошли люди все равно будут называть их цыганами и т.д.».

Не было у нее возможности учиться, хотя окончила музыкальную школу, училась очень хорошо и надеялась продолжить образование, в Сорока: «К сожалению, родители не позволили мне пойти учиться дальше. Я очень сожалению об этом. Бывают моменты, когда я чувствую себя дискриминируемой не по этническому критерию, а скорее по критерию образования. Некомфортно себя ощущаю, когда на некоторых мероприятиях все говорят, каким образованием обладают, а мне нечего сказать», - утверждает девушка.

В Сорока очень мало девочек заканчивают школу

В Сорока, населенном пункте с компактным проживанием ромов, девочки намного реже мальчиков учатся в школе. «Численность детей, охваченных школьным образованием, возросло по сравнению с прошлым годом. Все же, не всем детям удается закончить школу, а хроническое непосещение школы возникает начиная уже с IV-V классов», - рассказывает начальник Управления образования, молодежи и спорта района Сорока Геннадий Донос.

Василий Баш, директор одного из самых крупных доуниверситетских учебных заведений района Сорока - Лицея имени Константина Стере, утверждает, что за все время его директорского мандата только одна девочка рома закончила возглавляемое им учреждение. «Девочка училась очень хорошо, затем уехала на учебу за границу», - говорит он.

В исследовании ООН о ситуации женщин и девочек из этноса рома в Молдове, проведенном в 2014 году, приводится пример четырех семей из района Сорока, в которых девочки остались без образования. Родители рассказали, что когда они уезжают из страны без детей, старшие дочери заботятся о хозяйстве и младших братьях. Вследствие этого, они не ходят на занятия или вовсе бросают школу. Одна девочка ромской национальности рассказала: «Я совсем не училась в школе. Сидела дома и занималась хозяйством». Зато ее братья учились в школе и даже намереваются поступить в вуз.

Девочки ромской национальности бросают школу раньше мальчиков

Координатор Управления ООН по правам человека в Республике Молдова Вячеслав Балан утверждает, что статистика охвата школьным обучением девочек ромской национальности намного мрачнее, чем мальчиков-ромов.

«Если в начальных классах посещаемость относительно хорошая, то в гимназических классах статистика указывает на высокий уровень непосещаемости, особенно среди девочек. В среднем, девочки из этноса рома бросают школу на 1-2 года раньше мальчиков-ромов. Это явление обусловлено рядом основных причин, таких как ранние браки, привлечение девочек к работе по хозяйству в ущерб учебе, роды в раннем возрасте. Причин много и решать их нужно в комплексе, не перекладывая их сугубо на плечи сообщества ромов. Никто не освобождает государство от его ответственности за всех своих жителей, включая граждан ромской национальности», - утверждает эксперт.

Институт медиатора отмирает

Институт общественного медиатора, призванный решать проблемы ромов, сейчас на грани исчезновения в Республике Молдова. Власти не обладают финансовой возможностью, а местами и желанием сохранить этот институт.  

Численность общественных медиаторов сократилась почти в два раза по сравнению с 2012 годом. «Эксперты, картографирующие сейчас ситуацию общественных медиаторов, отмечают тенденцию к тому, чтобы поставить под вопрос существование этой должности во многих населенных пунктах, даже там, где таковые имеются. Только два примара подтвердили, что они настроены лоббировать включение единиц общественных посредников в штатное расписание на следующий год», - говорит Вячеслав Балан.

Как отмечает эксперт, на данный момент в сообществах ромов страны насчитывается не более 14-17 общественных медиаторов, из которых только около десяти получают зарплату.

Исключения, ломающие шаблоны

Эсмеральда Думиникэ – одна из девушек ромской национальности, сумевшая сломать шаблоны и поступить на учебу в столичный колледж. Сейчас она студентка IV курса и мечтает о политической карьере после окончания вуза  в Бухаресте. Помимо того, что является очень хорошей студенткой, она находит время и для волонтерской деятельности в неправительственной организации, специализирующейся на защите прав ромов, и для работы, чтобы содержать себя.

«Родители разрешили мне учиться в школе, но когда я перешла в девятый класс, сказали: «Все, хватит, сиди дома, ибо наши девочки не учатся». Но я задумала пойти дальше учиться, взяла документы и поехала в Кишинев», - рассказывает Эсмеральда.

Не думала, что ей удастся получить место с финансированием из бюджета, да и планов особых не строила на этот счет: «Я просто подала документы и вернулась домой». Несколько недель спустя одна одноклассница сообщила ей, что ее зачислили в колледж с бюджетным финансированием, но самой большой проблемой было, как сообщить об этом родителям.

«Мама и бабушка были непротив, даже поддерживали мое желание учиться, говоря, что они были лишены такой возможности. С мужчинами из семьи дело обстояло сложнее: «Как ты будешь жить там одна, кто будет заботиться о тебе, на свете много плохих, злых людей и т.д...».

В отличие от Эсмеральды, большинство девочек из ее общины закончили только начальные классы, а потом уехали с родителями на заработки  за рубеж. Некоторые родители стремятся как можно быстрее выдать замуж своих дочерей, а традиция эта восходит к стародавним временам. «Общее восприятие сводится к тому, что ты женщина, а значит тебе не нужно учиться, а нужно сидеть дома и заботиться о детях и муже. Вот и вся твоя жизнь. Ты не можешь позволить себе даже выйти с подружкой в город», - говорит Эсмеральда.

Хотя ей и удалось сломать шаблоны, предрассудки преследовали и все еще продолжают преследовать ее, вот только со временем они сделали ее сильнее: «Я никогда не скрывала, что являюсь рома по национальности,  слышу и по сей день, как шушукаются за моей спиной, когда иду по коридорам общежития. Я не обижаюсь, это забавляет меня...».  Ее беспокоит то, что люди проводят четкую грань между ромами и неромами. «То есть, ты можешь быть русским, гагаузом, болгарином, арабом, главное, чтобы не был ромом… В нашем обществе весьма распространен стереотип: если человек ромской национальности, то он должен быть грязным, промышлять попрошайничеством да гаданием», - утверждает Эсмеральда.

Другая девушка-рома, Алветина, своим примером развенчала два стереотипа. Помимо того, что сумела блестяще закончить лицей, она поступила на традиционно мужской факультет, а именно в области информационных технологий. Достигнутый успех объясняет приложенным трудом, но и примером членов семьи. Ее отец окончил медицинский вуз, а мать постоянно побуждала ее учиться и следовать своей мечте, хотя она сама закончила всего лишь девять классов. Другими примерами для нее были ведущая передачи «Petalo Romano» Елена Сырбу и ее тетя, общественный медиатор Варвара Думиникэ.  

На факультете она единственная студентка ромской национальности, а через год или два видит себя также в университете, но в Румынии, где намеревается воплотить в жизнь  свою мечту о карьере на политическом поприще. «Очень много девочек, жаждущих окончить школу, происходят из социально уязвимых семей. Другая причина – расстояние до школы и транспорт. Еще одна причина - недостаточная информированность, потому как девочкам неведомы все предоставляемые им возможности. К разряду причин неохвата школьным обучением и ухода из учебных заведений, относится, причем далеко не в последнюю очередь, сохраняющаяся и поныне традиция раннего вступления в брак», - утверждает девушка. Она широко улыбается в ответ на вопрос, не подумывает ли она выйти замуж: «Для меня еще слишком рано, я еще не устроила свою жизнь, не окончила факультет, хочу воплотить в жизнь все свои мечты. Замуж выйду, когда настанет время», - говорит Алветина

Женщины и девочки рома, в числе наиболее ущемленных социальных групп

Исследование ситуации женщин и девочек рома в Молдове, выполненное два года назад, показывает, что очень сложно получить точную информацию о ранних браках в семьях ромов, поскольку эти браки не регистрируются официально. В исследовании отмечается, что ранее замужество девушек рома подрывает учебный процесс, их вынуждают отказаться от детства, заставляют думать и вести себя как взрослых. Таким образом, они теряют всякую возможность получить образование и устроиться на работу.

В региональном исследовании о ситуации ромов, выполненном в 2011 году, отмечается, что женщины и девочки ромской национальности продолжают оставаться одной из наиболее изолированных и ущемленных социальных групп в Республике Молдова. По данным исследования,  почти половина женщин рома в возрасте 16 лет +, не имеют образования, и только пять процентов имеют общее среднее или лицейское образование.

Расследование выполнено в рамках проекта «Advocacy for Child Rights», проводимого Центром журналистских расследований (ЦЖРМ) при поддержке ЮНИСЕФ в Молдове. Мнения, изложенные на этом сайте, принадлежат авторам и редакторам, и не обязательно отражают политики или позицию ЮНИСЕФ.

 

Материалы платформы www.investigatii.md могут быть использованы только в сокращении до 1000 символов. В обязательном порядке следует указывать источник и имя автора материала. Все интернет ресурсы обязаны указывать источник и прямую ссылку на статью. Печатные издания, радиостанции и телеканалы должны озвучивать источник. Копирование полного текста разрешается только по предварительной договоренности с Центром Журналистских Расследований. Все материалы платформы Investigatii.md защищены Законом №139 об авторском праве и смежных правах.

Комментарии